КОВРОВЫЙ ОБРАЗ МАХТУМКУЛИ

Аджап БАЙРИЕВА,

Вот уже более сорока лет историческая экспозиция мемориального музея имени Махтумкули  в Геркезе пополняется уникальными дарами  со всех уголков страны в знак почтения творчества великого туркменского поэта, философа, классика туркменской литературы  Махтумкули: книги, картины, находки старины, изделия народных промыслов, всевозможные предметы быта и национальной одежды.  

Слава этого музея, связанная с жизнью гениального поэта и мыслителя, уже давно перешагнула границы страны. Всемирную известность и особую гордость музея принес большой красочный ковер — панно, на котором изображен поэт на фоне живописной долины Сумбар – в родном селении Геркез.

Историю создания этого ковра рассказал мнеХыдырбай Сейитмамедов, главный хранитель создаваемого краеведческого музея. После окончания исторического факультета Туркменского государственного университета, по направлению он вернулся работать в родные земли Кара – Кала. За годы учебы ему не раз приходилось бывать в столичной ковровой фабрике и в то время познакомился с обаятельным человеком Джумой Реджеповым, главным художником объединения «Туркменковер». Джума даи, как тогда он его называл, был очень приветлив и всегда радушно принимал его у себя в крохотной мастерской, которая была завалена многочисленными эскизами.   

Джума Реджепов всю свою жизнь связал с созданием замечательных туркменских ковров ручной работы, славящихся во всем мире красотой рисунка, яркостью красок. Он один из основоположников коврового портрета и сюжетного ковра в Туркменистане, автор эскизов многих орнаментальных и сюжетно-тематических полотен.  

В проекте торжеств празднования 260-летнего юбилея поэта руководство нового музея решило обратиться к мастерам коврового дела. Беседа была долгой, художник внимательно слушал заказчика, сам Д.Реджепов хорошо знал поэзию, и у него давно была мечта увековечить любимый образ классика туркменкой литературы Махтумкули на ковровом полотне. И вот представилась замечательная возможность, он с упоением перечитал строки великого поэта о любви, о родном крае и дал обещание подготовить эскиз будущего ковра.

Через короткое время художником было создано ковровое полотно, эскиз которого и был одобрен представительной комиссией и работниками музея, ковер выткали в 1983 году ашхабадскими ковровщицами на головном предприятии объединения «Туркменковер» под руководством его главного художника Джумы Реджепова.

За несколько месяцев создания ковра Хыдырбаю приходилось наблюдать за работой этого сплоченного коллектива. На столе в мастерской у Джумы даи лежала широкая полоса плотной бумаги с цветными пятнами, покрытая мелкой сеткой карандашных линий. Во многих местах были проставлены цифры.

— Это рисунок будущего ковра. Мастерица – рассказывал автор эскиза Джума даи, — кладет лист перед собой и переводит клеточки с цифрами на язык красок, с бесчисленностью оттенков, тончайших нюансов.

Едваколебались под пальцами искусных ковровщиц туго натянутые струны-нити, быстро-быстро навязывали они на них узелки шерстяной пряжи, и ковер рос почти незаметно. Невозможно никакими словами передать всей прелести ковра, благородства красок, необычайности его фактуры.

На ковровой фабрике была подобрана бригада из опытных ковровщиц работавшие в две смены, чтобы успеть к намеченной дате.  Для туркменских ковровщиц было большой честью взяться за довольно сложную живописную композицию: фигура Махтумкули изображалась на символическом фоне весеннего Геркеза – Родины Махтумкули, возвышающихся гор, могучих платанов и вспаханных полей, распустившихся алых маков и тюльпанов. В художественном решении этого полотна найдена золотая середина, оно не уподобляется классическому портрету станковой живописи и не пытается примирить живопись с традиционным туркменским орнаментом. Оно остаётся самим собой – картиной, нарисованной шерстяными нитками.

Фигура поэта занимает сравнительно большое место в центре ковра, который обрамлен традиционной орнаментальной каймой и решен в ограниченной цветовой гамме: коричнево-терракотовых, красно-бордовых и зелено-оливковых тонах. Даже обрамление полотна оригинально и гармонично решено не только по отношению к орнаментальному убранству всей композиции, но и по отношению к образу. Художник уделил внимание и узкой кайме из простого орнаментального мотива, которая обогащает все произведение, усиливая черты декоративности в портрете и его фоне, придавая им оттенок национального колорита. При работе над эскизом художник стремился передать отдельные детали, характеризующие манеру поэта, его жест, его одежду.

Автор умело использовал смысловое значение традиционного декора, стремясь выразить мечту великого мыслителя Махтумкули о единой братской семье. На нижней панели изображены основные гёли: ахалтекинский, йомудский, салорский, човдурский, эрсаринский.   

Хыдырбай рассказал один эпизод, в котором ярко проявилась харизма талантливого художника. Когда закончили ковер, ему не выдавали ковер из-за отсутствия денег, музей должен был перечислить деньги, но по некоторым причинам задерживали. А юбилей вот-вот на днях. Джума даи и здесь выручил его: он договорился с заведующим склада и через минуту Хыдырбай «летел на всех парусах» к себе в Гаррыгала. Джума даи, конечно, рисковал, но по большому счету он здорово их выручил, все обошлось. За эскиз он не взял ни копейки и выполнил свою работу бескорыстно.

В объемной книге отзывов музея, которая постоянно пополняется добрыми пожеланиями и восхищением трудом туркменских ковровщиц, есть такие слова: «Мы впервые находимся на туркменской земле. Многое узнали о далеком прошлом, настоящем и будущем Родины великого мыслителя туркменского народа Махтумкули. Спасибо создателям за их благородный труд, способствующий еще большему познанию родного края. Искренне желаем коллективу музея дальнейшего развития, пополнения новыми экспонатами об этом прекрасном уголке нашей земли».

В прошлом все ковровые произведения были безымянными. На этом ковре художник увековечил имена создателей коврового шедевра: мелкими буквами сотканы имена творцов, которые даны в верхней и нижней частях ковра: Закирова Халтач, Мамедова Амангозель, Курбанова Амангозель, Оразбердыева Огулдурсун, Сарыева Гозель, Мамедова Маягозель, Дурдыназарова Джерен, Ходжовова Сурай, Дурдыева Узы, Арамова Джахан, Какабаева Шекер, Бабаева Аннабиби.

Ковер был закончен к сроку. Юбилей был отмечен торжественно, на этом празднике в Геркезе на Родине Махтумкули, среди почетных гостей присутствовала и вся бригада ковровщиц вместе с художником Джумой Реджеповым.

Фото из личного архива Д.Реджепова

Вам может также понравиться...

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x