«Я СНИМАЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ…»

31 мая… Ко Дню рождения Евгения Михельсона – художника, режиссёра анимационного кино, заслуженного деятеля искусств Туркменистана

Лора Степанская

В 1972 году, сняв первый в туркменском кино мультипликационный фильм «Бездомный Конгурджа», Евгений Михельсон говорил в первом в своей жизни интервью:

— Самая лучшая часть человечества — дети. Они наиболее гармоничны в этом мире. Для них нет живой или мёртвой природы, для них все предметы одушевлённые, все связаны между собой по закону: «мы с тобой одной крови». Взрослый человек, увы, теряет такое восприятие жизни. Для меня анимация — это возможность общаться с детьми на их языке. И кукла для меня самый интересный материал. Движущийся в кадре рисунок у ребят перед глазами. А кукла объёмная. Попадая в объёмный мир, ребёнок чувствует себя внутри событий, он не рассматривает героев, он вместе с ними…

Впрочем, даже сам Михельсон вряд ли тогда думал, что анимационные фильмы для детей станут смыслом его жизни. Что среди профессионалов он станет «отцом туркменской мультипликации». Что, когда его попросят составить свою фильмографию в анкете Международной Ассоциации мультипликаторов, он перечислит более 30 названий…

Сейчас, когда Евгению Ивановичу 81 год, в День его рождения рассказать хочется именно о начале пути, не скрою, есть в этом и личные интересы, — я тоже входила в состав безумцев, которые, не имея профессиональных знаний и опыта работы в жанре мультипликации, не имея цехов, павильонов и техники, без которых и речи быть не может о кинопроизводстве анимационного кино, серьёзно засели за разработку проекта. Нас было трое: Женя Михельсон, Нуры Халмамедов и я. Нуры был уже прославлен «Состязанием», «Решающим шагом», но желание писать для детей и что-то начинать с ноля было у него в крови.

Поиски сценарной основы неожиданно сразу же увенчались успехом. Среди детской туркменской литературы я нашла стихотворение-сказку Керима Курбаннепесова «Бездомный Конгурджа». Монолог главного героя — одинокого коричневого щенка без дома, без родителей, без близких, звучал так:

— Был я в жизни одинок,

Друга я найти не мог,

А теперь мы друзья…

Да ведь это прямо из биографий Жени Михельсона и Нуры Халмамедова, — подумала я. Они, встретившись, стали друзьями на всю жизнь и, хотя никогда не говорили об этом, но общее сиротство с раннего детства притянуло их здорово.

В нашем доме на стареньком пианино с канделябрами вскоре зазвучала песенка Конгурджи, на стол легли десятки рисунков-эскизов предполагаемых действующих лиц, окружающей их среды на общих и крупных планах, даже некоторых мизансцен, — и мы рискнули пойти к Кериму Курбаннепесову, поэту знаменитому, почитаемому и весьма занятому писательской и общественной работой. Мы, безусловно, чувствовали себя не совсем уверенно, — у кабинета Керима Курбаннепесова ребята вежливо пропустили меня вперёд.

Вскоре Керим Курбаннепесов поил нас чаем, слушал песню (у Нуры был неплохой баритон!), рассматривал эскизы и искренне радовался, ему всё нравилось.

— Вы великие авантюристы, — говорил нам Народный писатель Туркменской ССР, прикрывая глаза от смеха и покачивая головой. Писать сценарий он, конечно, отказался, уступив нам право экранизации, но благословение и наказ держать его в курсе наших дел мы получили.

… Потом появился Баллы Оразов — главный оператор «Туркментелефильма», единственный человек на ТВ с высшим образованием кинооператора, которое он получил во ВГИКе. Заодно он обладал замечательным даром инженера-механика: разобрать, исправить и собрать любую съёмочную аппаратуру.

Сюжет «Бездомного Конгурджи» оказался заразительным. Чтобы помочь другу, Баллы взялся за старую французскую камеру Дебри (20-е годы прошлого века), давно списанную киностудией, чтоб вернуть ей жизнь вместе со способностью покадровой съемки.

Получилось! Михельсон был счастлив. Станок расположили в полупустом гараже во дворе телецентра, в помещении без окон и кондиционирования воздуха, но группа была на всё готова — лет пять, если не более, именно в гараже и будет находиться цех мультипликаторов. Главное, работа продолжалась.

Оператором «Бездомного Конгурджи» стал Борис Атаев — мой сокурсник и друг по филфаку Туркменского госуниверситета. Фотограф-любитель, он вскоре прославится на телевидении как сценарист и режиссер-оператор ряда замечательных документальных фильмов о жизни природы и общества.

Группа постановщиков сложилась интересная, но такие необходимые профессии, как мастера по изготовлению игровых кукол, художники-кукловоды у нас просто отсутствовали.

Надо отдать должное профессиональному братству. Помогать стали бескорыстно. В «Союзмультфильме» разрешили Михельсону ознакомиться с производственным процессом в своих цехах и павильонах, подсказали подходящих актёров для озвучания, например, Конгурджу «играла» знаменитая Клара Румянова (Заяц в «Ну, погоди!»).

Опытного кукловода направила в Ашхабад Киевская мультипликационная студия — Жан Таран за 24 отпускных дня должен был выполнить двухмесячную работу. Он поселился у Михельсонов, а в гараже параллельно появился топчан с одеялами и дастархан с волшебными качествами скатерти-самобранки.

Такой образ жизни покорил размеренного, молчаливого Жана, он ещё неоднократно будет проводить свой отпуск на площадке у Михельсона пока его по уважительной причине не сменит потрясающий Паша Петров с Гостелерадио…

Щенок Конгурджа, который упорно объяснял по ходу действия, что он не рыжий, а коричневый, после многих разочарований найдёт настоящего друга. Фильм получит высшую категорию и будет растиражирован по всем базовым телестудиям СССР. У Михельсона начнётся новая жизнь аниматора. Но об этом пусть расскажет кто-нибудь другой. Я пристрастна.

(155) Мультфильм «Бездомный Конгурджа» — YouTube

Вам может также понравиться...

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x