ДОБРО И ЗЛО НЕ УЖИВУТСЯ В МИРЕ… Памяти Булата Мансурова

Из истории туркменского кино

Лора СТЕПАНСКАЯ

(часть первая)

Десять лет прошло, как нет с нами Булата Мансурова — выдающегося кинорежиссёра туркменского и российского кино, заслуженного деятеля искусства Туркменистана, лауреата Международной премии имени Махтумкули, Народного артиста Российской Федерации, нашего  Булата — коллеги, друга, наставника, личность которого определила новую волну азиатской кинематографии в 60-е годы прошлого века.

       3 октября 1964 года в газете «Советская культура» была опубликована статья Чингиза Айтматова «Музыка, перековавшая мечи на орала» — о фильме киностудии «Туркменфильм» «Состязание», ставшим победителем Кинофестиваля республик Средней Азии и Казахстана. Там, в частности, писалось:

«Подобного произведения в среднеазиатском кинематографе, по-моему, ещё не было. Фильм стоит рядом с творениями мирового искусства. После этого фильма многим надо пересмотреть своё творчество в кино и на сцене, работать по-прежнему уже нельзя, критерии резко подскочили вверх».

       Эта оценка была дана не мэтрам, уже прославленным своим творчеством, а трём молодым людям, дебютантам, не перешагнувшим 25-летний рубеж, — режиссеру Булату Мансурову, оператору Ходжакули Нарлиеву и композитору Нуры Халмамедову.

      История началась с того, что Булату Мансурову предстояла защита диплома во ВГИКе, где он заканчивал учёбу на режиссерском факультете в мастерской С.А.Герасимова. Мансуров взял за основу дипломной короткометражки рассказ «Шукур бахши» Нурмурада Сарыханова — талантливого туркменского писателя, погибшего на фронте, и приехал на родину, на «Туркменфильм» со своими идеями, своим видением фильма в поисках единомышленников. Он их нашёл.

       Закономерность творческой судьбы свела начинающего режиссера со сверстниками, столь же одержимыми утверждением подлинных человеческих ценностей в искусстве и поиском самобытных, народных основ для языка общения художника со своим собеседником.

       Короткометражная чёрно-белая дипломная работа вырастет в полнометражную картину, удостоенную Специального диплома Каннского фестиваля «За лучший фильм внеконкурсной программы», и войдёт в классику мирового кинематографа.

     «Состязание» — картина национальная по способу изображения, пластике и ритму движения, по методу мышления, по духовному значению музыки, которая ведёт за собой основной драматический конфликт, раскрывает образ героя  и духовный толерантный характер всего народа.

      В литературной основе фильма лежал подлинный эпизод из жизни туркменского бахши Шукура, который в начале прошлого века отправился в соседнюю недружественную страну освобождать пленённых земляков и собственного брата среди них силой своего искусства. Шукур-бахши заключил договор с ханом страны о форме награды — свободу пленным,  —  вызвал на состязание лучшего придворного музыканта и победил.

      Не новая в искусстве Востока тема состязания стала для Булата Мансурова прекрасной формой, дающей свободу киноязыку, — о сложнейших философских проблемах борьбы добра и зла в человеческом общежитии  он говорит не в виде назидательных диалогов, а образным языком метафор и ассоциаций, характерных восточному мышлению.

      Совершенно особая страница в истории туркменского кино — содружество режиссера  Булата  Мансурова и оператора Ходжакули Нарлиева. Известный киновед И.Л.Сосновский, анализируя этот период творчества молодых туркменских кинематографистов, писал:

«Что в сложной композиции фильма и каждого кадра принадлежит режиссеру, а что оператору, — определить трудно, почти невозможно. Мансуров вносил предложения по поводу светотеневого решения эпизодов (фильм был чёрно-белым), Нарлиев давал  советы по ряду режиссерских проблем: от мизансцены до актёрского исполнения. Содружество было творческим». Талантливый оператор с задатками сценариста и режиссерским видением  вырастал в будущего Кинорежиссера Ходжакули Нарлиева».

        Фильм «Состязание» принесёт киностудии «Туркменфильм» много открытий.

        Булат Мансуров, понимая эмоциональную и смысловую значимость музыки в воплощении своего замысла,  идёт на серьёзный риск, приглашая на картину композитора Нуры Халмамедова к тому времени студента-выпускника Московской государственной консерватории. Результат  нам известен. Он положит начало целому культовому явлению в культуре туркмен — дальнейшей киномузыке Нуры Халмамедова, музыкального гения, так рано ушедшего от нас.

        На главные роли фильма, — Шукура-бахши и Гулама-бахши, чьи образы требовали неординарного актёрского дара и таланта музыканта, Булат Мансуров найдёт исполнителей среди непрофессионалов: Аман Хандурдыев (Шукур) — молодой кандидат физико-математических наук, педагог Туркменского государственного университета имени А.М.Махтумкули;  Ходжом Овезгеленов (Гулам) — сельский милиционер на пенсии. Кстати, дутар в кадре — ещё одна легенда «Туркменфильма» — из реликвий дома Овезгеленовых, он был подарен талантливому мальчику Ходжому самим Шукуром-бахши.   

         Профессиональное чутьё не подвело режиссера. Сейчас даже представить себе нельзя, чтобы кто-то другой смог так слиться со стихией дутара, быть так красив и выразителен в каждом миге состязания, передать глазами, при малоподвижной мимике, такую одухотворённость, такую напряженную работу мысли, чьи руки могли бы так виртуозно сыграть состояние души.

          Не менее смелым и новаторским было решение Мансурова поручить роли двух враждующих ханов одному молодому актёру — Артыку Джаллыеву. На экране два совершенно разных человека по характеру и образу жизни, внешнему виду и манере поведения, воспитанию и привычкам, но цель достигнута: они, так одинаково готовые удержать власть любой ценой, — на одно лицо. И это в традициях прямых аналогий фольклора, — «все ханы на одно лицо».

            Несколько крупных планов  пленника, брата Шукура-бахши, в массовых ночных сценах состязания,  делают лицо актёра Ходжадурды Нарлиева незабываемым.

            Из таких штрихов и плетется изобразительная канва главной мысли фильма, что в строчках Махтумкули, выбитых на камне в первых кадрах пролога:

ДОБРО И ЗЛО НЕ УЖИВУТСЯ В МИРЕ.

В ПОТОМСТВЕ СОХРАНИТСЯ ЛИ ДОБРО?

ИЛИ ОПЯТЬ СЕРДЦА ГЕРОЕВ ЧЕСТНЫХ

ПРИДЁТСЯ В ЗЕМЛЮ ЗАРЫВАТЬ?

ЗЕМЛЯ ДАВНО ИХ КРОВЬЮ ПРОПИТАЛАСЬ.

НЕ ЗАХЛЕБНУЛАСЬ БЫ!

             Чингиз Айтматов писал:

«Фильм «Состязание» заставил меня на многое взглянуть в кино заново, заставил о многом подумать. Такую силу эмоционального накала и сложность подтекста в кинодраматургии я встречаю, пожалуй, впервые… Ценно то, что вся картина целенаправленна, она вся перекликается с сегодняшними нашими тревогами и заботами, с нашими убеждениями и общественными идеями».

              Фильм «Состязание» («Шукур-бахши» в национальном варианте) был снят в 1963 году, статья Чмнгиза Айтматова «Музыка, перековавшая мечи на орала» написана после фестиваля в 1964 году.

              Прошло более полувека, а проблемы противостояния добра и зла, войны и мира стали ещё острее. Не захлебнуться бы!

 .

Продолжение следует…

Вам может также понравиться...

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x