
Айхан Хаджиев (1924–1987) — народный художник Туркменистана, автор канонического портрета великого поэта-мыслителя Махтумкули Фраги, который навсегда оставил в сознании поколений образ Мастера слова.
Айхан родился в живописном селе Багир. Отца он почти не помнил, а воспитанием мальчика занимались дядя — преподаватель и переводчик, и мать — искусная вышивальщица. Именно они первыми заметили увлечение мальчика рисованием и всеми силами поддерживали развитие его таланта.
Айхан вместе с братом поступил в школу-интернат при Художественном техникуме: он — на художественное отделение, брат — на музыкальное. В 13 лет Айхан одержал первую крупную победу: его работа «Отдых на хлопковом поле» заняла второе место на всесоюзном конкурсе детского рисунка. Этот успех вдохновил юного художника на дальнейшее совершенствование мастерства.
После окончания техникума он работал в Театре оперы и балета им. Махтумкули, а в конце 1944 года продолжил образование в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова — в честь художника, чьи исторические полотна глубоко впечатлили Хаджиева.

В 1947 году, когда Айхан учился на третьем курсе института, в Ашхабаде был объявлен конкурс на создание портрета Махтумкули. Идея написать образ поэта возникла у молодого живописца задолго до конкурса, и он с энтузиазмом принял участие. Его последний эскизный вариант был удостоен первой премии. Окрылённый успехом, Хаджиев приступил к созданию фундаментального портрета.
Чтобы глубже проникнуть в мир поэта, Айхан отправился в родовое село Махтумкули. Он встречался с дальними потомками поэта, делал их зарисовки, искал черты, которые могли бы передать облик великого предка. Старейшины края рассказывали молодому художнику народные предания о Махтумкули, традиции и обычаи, а писатели Берды Кербабаев, Беки Сейтаков и Мяти Косаев консультировали его в работе над образом.
Особое значение Хаджиев придавал глубокому изучению философских взглядов и творчества Махтумкули. Перед ним стояла сложнейшая задача: опираясь почти исключительно на творческое воображение и проникновение в духовный мир поэта, создать такой образ, который бы приняли и полюбили миллионы.
Созданный портрет был утверждён специальной комиссией как канонический. Картина получила высокую оценку художников, литературоведов и представителей творческой интеллигенции.
В одном из залов Государственного музея изобразительных искусств до сих пор выставлен этот портрет Махтумкули Фраги работы Айхана Хаджиева. На нём поэт изображён сидящим на тёмно-красном текинском ковре за низким восточным столиком. Он словно на миг отвлёкся от рукописи и замер в раздумье: в блеске устремлённых вдаль глаз, в линиях лица, в спокойствии позы чувствуется внутреннее волнение и творческое вдохновение. Колорит картины, выдержанный в благородных золотисто-терракотовых тонах, усиливает ощущение духовной наполненности образа.
Важно отметить, что художнику на момент создания портрета было всего 23 года, а создать образ поэта без единой фотографии было смелым и ответственным решением. Этот образ Махтумкули до сих пор остаётся живым в сознании людей и стал отправной точкой для многих других живописных, графических и скульптурных изображений поэта в туркменском искусстве, театре и кино.
Когда в октябре 1948 года в Ашхабаде произошло землетрясение, портрет, хранившийся в музее, почти не пострадал — треснула только рама, но сам холст остался цел.
Вдохновение, полученное от знакомства с личностью Махтумкули, нашло отражение и в других работах Айхана Хаджиева, таких как «Махтумкули-ювелир», где юные ученики зачарованно слушают поэта, возможно читающего им свои новые стихи.
Известна также его картина «Вековая мечта сбылась», посвящённая строителям Каракумского канала. На ней изображён яшули, с благоговением держащий в ладонях долгожданную воду, пришедшую в пустыню.
В 1967 году за вклад в развитие искусства Айхан Хаджиев был удостоен Государственной премии имени Махтумкули.
На протяжении многих лет Хаджиев преподавал в Туркменском государственном политехническом институте на кафедре архитектуры дисциплину «рисунок и живопись», став первым профессором искусствоведения в истории Туркменистана.
В творчестве Айхана Хаджиева часто отражалась женская красота, скромность и трудолюбие. В картине «Создатели туркменских шедевров» (1984) воспевается искусство ковроткачества и преемственность традиций. Изображены три женщины, работающие в мастерской среди ковровых изделий.
