Дмитрий Бабич, обозреватель газеты «Комсомольская правда»
Выставка «Магия линии и цвета» во Всероссийском музее декоративного искусства – это живое свидетельство бессмертия искусства. Перед нами не просто туркменские ковры восемнадцатого – двадцатого веков, сделанные по традиционным технологиям. Перед нами свидетельство того, как долговечно и в то же время полезно и приятно может быть произведение старых мастеров.
Их краски не меркнут: изумрудные, рубиновые, порой темноватые, а порой, наоборот, светлые и радостные, как свежее утро на берегу Каспия. Немеркнущими эти краски делает древняя технология: у каждой нитки – свой вечный, изначально приданный ей цвет. В итоге ковер выглядит так, как будто его выткали вчера. Это как смальта и цветные камни в древнеримских мозаиках – поскольку у каждого кусочка свой вечный, естественный цвет, сочетание этих кусочков не стареет, не блекнет.
Древнее, многовековое искусство ковра надо уметь читать. В символических фигурах на темном фоне зашифрованы изображения людей, животных, солнца и земли – всего, что составляло жизнь древнего туркменского народа.
Организаторы выставки предложили неожиданную, но очень плодотворную идею: соединить искусство старых народных мастеров с авангардом. Рядом с коврами, предоставленными Фондом Марджани и Владиславом Великжаниным, — внешне абстрактные, но на самом деле связанные с традицией живописные композиции современного художника Валерия Сахатова.
Цвета картин Сахатова – идеальное дополнение к коврам, оно показывает связь времен так же, как картины Натальи Гончаровой в начале двадцатого века вдруг заставили современников по-новому посмотреть на иконы, а заодно и в целом на русское искусство допетровского периода.
Огромное спасибо Московскому обществу туркменской культуры, огромное спасибо Всероссийскому музею декоративного искусства – вы утолили мой цветовой голод!