В пространстве Всероссийского музея декоративного искусства открывается уникальная выставка туркменских ковров из коллекций фонда Марджани и Владислава Великжанина, а также картин Валерия Сахатова.
Что может быть общего у традиционного туркменского ковра и современной
беспредметной абстрактной живописи? Они рождены разными цивилизациями, говорят на
разных языках художественной выразительности. Между тем, помещенные в единое
выставочное пространство эти, на первый взгляд, несопоставимые произведения,
удивительно легко вступают в диалог друг с другом.
Полные скрытой и явной магии рисунки туркменских ковров позволяют увидеть
сформулированные в них образы мира, логику его познания, и преклонение, часто
интуитивное, перед высоким и божественным, тогда как говорящая с нами на древнем и
вечно юном языке линии и цвета, талантливая авангардная живопись поднимает нас над
обыденностью и побуждает видеть в работах современных авторов объединяющие их с
древностью идеи и образы.
На выставке представлены все виды традиционного туркменского ковра,
сопровождавшего кочевника на протяжении всей его жизни. Ребенком он изучал мир,
рассматривая входную завесу юрты «энси». Юношей видел свое отношение к племени в
гелях постилочных ковров «халы» и настенных мешков «чувалов». К свадьбе семья ткала
полосы «иолам». В религии его сопровождал молитвенный ковер «намазлык», в последний
путь провожал поминальный ковер «аятлык». А показываем мы эти ковры на холстах и на
стенах – как произведения искусства такие же, как и абстрактные живописные полотна,
помогая зрителю забыть об их утилитарной функции и увидеть их настоящую силу.
Московское общество туркменской культуры предоставило информационную поддержку.